La vatnique
Вот, понимаю что никому не интересно, вешаю сам для себя. Из чества городости за прделанную работу и жалости за просранные выходный. Докладъ научныя. Длинный и нудный.
читать дальше
В сложной и противоречивой картине современного миропорядка, в обстановке противостояния интеграционных и дезинтеграционных тенденций, в условиях борьбы глобализации и изоляционизма все ярче проявляется рост влияния национальных и региональных факторов. Имеет место тенденция к реконструкции традиционных институтов и форм общественного бытия, и, прежде всего – религиозных.
Обращаться в поисках надежных социальных ориентиров к авторитету религии и церкви людей заставляют такие факторы как ухудшение экономического и экологического положения, социальная и политическая нестабильность, межэтнические конфликты и др. Так же способствует этому и стремительный отказ от тех идеалов и ценностей, которыми общество руководствовалось последние три четверти века – в эпоху биполярного мира. Наиболее болезненно этот процесс проявляется на постсоветском пространстве и прежде всего в России, где образовавшийся духовный вакуум пока не удалось заполнить целостной системой идей светского характера.
Основным измерением противостояния глобализации и изоляционизма является все же измерение социально-экономическое и политическое, религиозное противоречие редко выступает первоисточником конфликта и всегда связанно с политическими интересами сторон. Между тем, исторически сложилась тесная взаимосвязь религии и объективных политических реалий. Вслед за социально-политическими изменениями трансформируется и эволюционирует как сама форма религии, так и степень ее прямой или косвенной включенности в политический процесс на самых различных уровнях.
Социальные факторы существования религии имелись во всех формациях прошлого. Эти факторы не только порождали религию, но и формировали ее облик и определяли социальную значимость. Так, в первобытном обществе, где конфессиональная общность совпадала с родовой или племенной, религия (общность религиозных мифов) в значительной мере подкрепляла единство социума, выступала элементом сплочения членов общества. В обществе классовом, в связи с трансформацией племенных культов в государственные и объединением разрозненных религиозных общин в единую организацию – церковь, существенно меняется как структура конфессиональных организаций, так и их место в социальной системе. Теперь духовенство выступает как часть господствующего класса и его социальные функции выходят далеко за рамки отправления религиозного культа. С формированием капиталистической формации церковь отделяется от государства и теряет свою правовую исключительность и связанные с ней специфические функции. Возникает ситуация религиозного плюрализма, предполагающая существование юридически равноправных религиозных организаций, свободно конкурирующих между собой. Аналогичные изменения затрагивают и политический потенциал религии, выступающий одним из элементов ее социальной роли. Исторические условия не фиксируют конкретного положения религии и конфессиональных институтов в обществе. В средние века религия пронизывала все сферы жизнедеятельности человека, регулировала и санкционировала всю систему феодальных общественных отношений. И в настоящее время в некоторых странах Азии религия по-прежнему занимает доминирующие место в жизни людей и функционировании социально-политических институтов. В странах же Европы и Америки в результате процесса секуляризации она была вытеснена из многих сфер общественной жизни, лишена возможности прямого политического участия. Но опять же, в качестве ответа на секуляризацию, в странах Запада резко активизировался христианский фундаментализм, адепты которого вывели механизм косвенного политического воздействия на невиданный прежде уровень.
Таким образом, религиозные организации представляют собой подвижный и динамичный компонент социальной структуры, чутко и реагирующий на любые социально-политические изменения и находящийся в высокой степени зависимости от политических факторов. Соответственно, под давлением ключевых социально-политических вызовов современности дифференцируется место и роль религий в глобализационных процессах. Во всех случаях религия выступает альтернативой тотальной мультикультурной глобализации, однако и здесь можно выделить несколько религиозных фронтов.
Невозможность принятия единого для всего мира проекта глобализации обусловила первый вариант взаимодействия религии и политики в новых условиях. Речь идет о т.н. “теологизации” мирового политического процесса, определенной религиозной окраски ведущих национальных и региональных глобализационных проектов. Этот процесс затронул не только исламские государства, но и страны Европы и Америки. Те же европейские проекты глобализации при ближайшем рассмотрении оказываются насквозь католическими, имеющими давние исторические корни католического универсалистского проекта, который реализуется католическими партиями или партиями, близкими к католицизму, включившими в свои программы новые, социальные, компоненты. Американский проект воплотил протестантскую идеологию. Весь мир отметил сдвиг в религиозной структуре американского общества – евангелические церкви, возникшие после второй мировой войны, сейчас охватывают более 60 процентов населения и, несомненно, оказывают влияние на политику США. Ведь и Джимми Картеру, и Бушу-старшему основную поддержку оказывали протестантские сообщества США. И чем больше мы идем в сторону глобализации, тем отчетливее выясняем, что еще до коммунистического проекта существовали мощнейшие религиозные проекты глобализации. Оказалось, что проекты глобализации приводят к ре-теологизации, ре-фундаментализации, радикализации традиционных религиозных течений, в то время как секулярные политические проекты постепенно слабеют.
Второе направление связанно с религиозным обрамлением политических конфликтов, вызванных социально-экономическими и политическими издержками процесса глобализации или же с конфессиональными столкновениями, несущими ярко выраженную международно-политическую окраску. За рубежом это в первую очередь погромы в пригородах ряда городов Франции, Германии, других западноевропейских стран осенью 2005 г. Конфликты на расовой и религиозной почве возникли тогда даже в традиционно свободной Австралии. Зимой 2006 г. значительные общественно-политические волнения под знаменем ислама были инициированы публикациями в ряде европейских печатных изданий карикатур на пророка Мухаммеда. В нашей стране периодически происходят вылазки противоправного и криминального характера, которые прикрываются идеями ваххабизма (Чечня, северокавказский регион, но не только).
И, наконец, третье направления связанно с религиозными концепциями изоляционизма, противопоставляемого глобализации. Изоляционизм выступает как политика, направленная на сохранение тех структур, которые, как утверждают его сторонники, должны в процессе интеграции в международное сообщество, исчезнуть. Наиболее ярким примером изоляционизма является позиция РПЦ, и в православных трактовках речь идет не столько о страхе перед утратой национально-культурной самобытности, сколько об опасении потерять политическую свободу. Т.е. такую свободу, какая возможна фактически только в системе "замкнутого государства". Другими словами, сторонники данной точки зрения выступают против неизбежного идейного и ценностного воздействия со стороны главным образом Европы. При этом они указывают на то, что современная Европа стала проводником расизма и антисемитизма, легализации сексуальных извращений в качестве жизненной и даже юридической нормы и т.п. Влияние данной позиции определяется тем, что если под изоляционизмом понимать именно неприятие этих, действительно порочных, с позиции просто культурного человека, практик и теорий, то каждый здравомыслящий человек, разумеется, будет солидарен с данным подходом. По мнению сторонников изоляционизма, Россия является своего рода православной цивилизацией, которая в противостоянии глобализации должна исполнить свой исторический долг — стать бастионом нравственности и подлинных христианских ценностей, противостоять наступлению "сатанинского" Запада и тем самым спасти мир от новой чумы. Изоляционисты считают, что глобализация приведет человечество к созданию некоего "человеческого муравейника" в виде мирового государства, в котором Россия, как и другие страны, исчезнут в пучине нового, планетарного тоталитаризма.
Исламистские концепции изоляционизма смогли реализоваться в Малайзии, закрывшей свой рынок вопреки глобалистским требованиям МВФ. Близкие к изоляционизму позиции в ряде случаев характерны и для протестантского фундаментализма США. Его представляют политики типа Джорджа Фалвелла или Патрика Бьюкенена, которые требуют закрытия границ, вывода войск с внешних баз, соблюдения чистоты христианской религии и др. Однако готовность американского общества принять подобную позицию ярко проявилась еще на президентских выборах 2000 г., когда Бьюкенен набрал 1 % голосов…
Таким образом, подобно светскому миру, который, будучи терзаем новыми политическими проблемами нового века мечется из одной крайности в другую, мир религиозный так же представляет собой лагерь весьма противоречивых взглядов на дальнейшее развитие как человечества в целом, так и отдельных государств, общностей и культур. При этом заложенный в каждой религии принцип собственной исключительности таит в себе мощный конфликтный потенциал, вносящий дисгармонию на стыке международного и межконфессионального взаимодействия.
Однако не следует забывать и о позитивном, конструктивном импульсе, сохраняемом религией в новых условиях. Если исходить из того факта, что всякое социальное действие есть субъективно осмысленное действие, ориентированное на определенные ценности, то религия представляется одним из источников и носителей ценностных установок. Она может выступать как фактор возникновения, формирования и легитимации тех или иных форм социального действия, способствовать поддержанию стабильности общества. Стабилизационная функция религии состоит в том, что, скрализуя нормы и ценности общества, она способствует установлению норм, приемлемых и полезных для данной социальной структуры и создающих предпосылки выполнения индивидом моральных обязательств. В данной связи необходимо отметить и тот факт, что в условиях социально-политического равенства и относительной стабильности религиозное население зачастую оказывается значительно более лояльно и менее склонно к радикальным действиям, нежели нерелигиозное.
Отдельно следует отметить позитивную социальную роль религиозных организаций, причем не только традиционных церквей, но и фундаменталистских. Стремительная урбанизация и беспрецедентные скорости развития, характерные для XX в., делают значительные массы людей в странах Латинской Америки, Ближнего Востока и Юго-восточной Азии доступными влиянию тоталитаризма и военных режимов, ставя их в условия нищеты, эксплуатации и экономической незащищенности. Поскольку светские правители и лидеры религиозных движений модернистского толка оказались неспособны найти пути выхода из кризисной ситуации, в локальных общинах их сменила фигура ревностно верующего пастора или имама, проповедующего ультраортодоксальные взгляды и одновременно заботящегося о благосостоянии своей паствы. В Латинской Америке христианские евангелисты проповедуют фундаменталистские идеи “второго рождения в духе”, призывая отцов к большей ответственности за свои семьи; это способствует превращению их в прочные ячейки общества, дающие людям моральную поддержку в критические периоды.
Таким образом, можно выделить две группы причин, придающих религиозной составляющей политического процесса негативную окраску. Это собственные, внутренние религиозные установки, отрицающие истинность других религий и внешние, социально-политические проблемы, в условиях которых существует религия и функционируют религиозные институты. Что касается первых, то они едва ли могут быть преодолены в обозримом будущем, хотя попытки создания синкретических религий в истории неоднократно предпринимались. Однако ни Вера Бахаи, несмотря на всю привлекательность ее толерантных основ, ни толстовство (яркие примеры таких религий) не получили сколь бы то ни было широкого распространения. (Однако такие попытки предпринимаются до сих пор – так, один из руководителей мусульманской уммы в России предложил признать концепцию единства трех Заветов – Ветхого, Нового и Третьего (Корана)). Соответственно, наиболее приемлемый для демократического сознания сценарий безболезненного взаимодействия различных культур (а глобализация делает это неизбежным) в условиях свободной и рациональной самоидентификации на наш взгляд может быть реализован в условиях светского государства и построения государственно-церковных отношений, основанных на строгом и равном отделении от государства всех существующих конфессий. Вторым существенным условием является обеспечение реальной социально-политической адаптации иммигрантов, принадлежащих к иной этнокультурной общности. Таким образом, решение прежде всего объективных социально-экономических и политических проблем может предотвратить возникновение религиозных конфликтов и направить социальную энергию конфессионального фактора в конструктивное русло.
читать дальше
В сложной и противоречивой картине современного миропорядка, в обстановке противостояния интеграционных и дезинтеграционных тенденций, в условиях борьбы глобализации и изоляционизма все ярче проявляется рост влияния национальных и региональных факторов. Имеет место тенденция к реконструкции традиционных институтов и форм общественного бытия, и, прежде всего – религиозных.
Обращаться в поисках надежных социальных ориентиров к авторитету религии и церкви людей заставляют такие факторы как ухудшение экономического и экологического положения, социальная и политическая нестабильность, межэтнические конфликты и др. Так же способствует этому и стремительный отказ от тех идеалов и ценностей, которыми общество руководствовалось последние три четверти века – в эпоху биполярного мира. Наиболее болезненно этот процесс проявляется на постсоветском пространстве и прежде всего в России, где образовавшийся духовный вакуум пока не удалось заполнить целостной системой идей светского характера.
Основным измерением противостояния глобализации и изоляционизма является все же измерение социально-экономическое и политическое, религиозное противоречие редко выступает первоисточником конфликта и всегда связанно с политическими интересами сторон. Между тем, исторически сложилась тесная взаимосвязь религии и объективных политических реалий. Вслед за социально-политическими изменениями трансформируется и эволюционирует как сама форма религии, так и степень ее прямой или косвенной включенности в политический процесс на самых различных уровнях.
Социальные факторы существования религии имелись во всех формациях прошлого. Эти факторы не только порождали религию, но и формировали ее облик и определяли социальную значимость. Так, в первобытном обществе, где конфессиональная общность совпадала с родовой или племенной, религия (общность религиозных мифов) в значительной мере подкрепляла единство социума, выступала элементом сплочения членов общества. В обществе классовом, в связи с трансформацией племенных культов в государственные и объединением разрозненных религиозных общин в единую организацию – церковь, существенно меняется как структура конфессиональных организаций, так и их место в социальной системе. Теперь духовенство выступает как часть господствующего класса и его социальные функции выходят далеко за рамки отправления религиозного культа. С формированием капиталистической формации церковь отделяется от государства и теряет свою правовую исключительность и связанные с ней специфические функции. Возникает ситуация религиозного плюрализма, предполагающая существование юридически равноправных религиозных организаций, свободно конкурирующих между собой. Аналогичные изменения затрагивают и политический потенциал религии, выступающий одним из элементов ее социальной роли. Исторические условия не фиксируют конкретного положения религии и конфессиональных институтов в обществе. В средние века религия пронизывала все сферы жизнедеятельности человека, регулировала и санкционировала всю систему феодальных общественных отношений. И в настоящее время в некоторых странах Азии религия по-прежнему занимает доминирующие место в жизни людей и функционировании социально-политических институтов. В странах же Европы и Америки в результате процесса секуляризации она была вытеснена из многих сфер общественной жизни, лишена возможности прямого политического участия. Но опять же, в качестве ответа на секуляризацию, в странах Запада резко активизировался христианский фундаментализм, адепты которого вывели механизм косвенного политического воздействия на невиданный прежде уровень.
Таким образом, религиозные организации представляют собой подвижный и динамичный компонент социальной структуры, чутко и реагирующий на любые социально-политические изменения и находящийся в высокой степени зависимости от политических факторов. Соответственно, под давлением ключевых социально-политических вызовов современности дифференцируется место и роль религий в глобализационных процессах. Во всех случаях религия выступает альтернативой тотальной мультикультурной глобализации, однако и здесь можно выделить несколько религиозных фронтов.
Невозможность принятия единого для всего мира проекта глобализации обусловила первый вариант взаимодействия религии и политики в новых условиях. Речь идет о т.н. “теологизации” мирового политического процесса, определенной религиозной окраски ведущих национальных и региональных глобализационных проектов. Этот процесс затронул не только исламские государства, но и страны Европы и Америки. Те же европейские проекты глобализации при ближайшем рассмотрении оказываются насквозь католическими, имеющими давние исторические корни католического универсалистского проекта, который реализуется католическими партиями или партиями, близкими к католицизму, включившими в свои программы новые, социальные, компоненты. Американский проект воплотил протестантскую идеологию. Весь мир отметил сдвиг в религиозной структуре американского общества – евангелические церкви, возникшие после второй мировой войны, сейчас охватывают более 60 процентов населения и, несомненно, оказывают влияние на политику США. Ведь и Джимми Картеру, и Бушу-старшему основную поддержку оказывали протестантские сообщества США. И чем больше мы идем в сторону глобализации, тем отчетливее выясняем, что еще до коммунистического проекта существовали мощнейшие религиозные проекты глобализации. Оказалось, что проекты глобализации приводят к ре-теологизации, ре-фундаментализации, радикализации традиционных религиозных течений, в то время как секулярные политические проекты постепенно слабеют.
Второе направление связанно с религиозным обрамлением политических конфликтов, вызванных социально-экономическими и политическими издержками процесса глобализации или же с конфессиональными столкновениями, несущими ярко выраженную международно-политическую окраску. За рубежом это в первую очередь погромы в пригородах ряда городов Франции, Германии, других западноевропейских стран осенью 2005 г. Конфликты на расовой и религиозной почве возникли тогда даже в традиционно свободной Австралии. Зимой 2006 г. значительные общественно-политические волнения под знаменем ислама были инициированы публикациями в ряде европейских печатных изданий карикатур на пророка Мухаммеда. В нашей стране периодически происходят вылазки противоправного и криминального характера, которые прикрываются идеями ваххабизма (Чечня, северокавказский регион, но не только).
И, наконец, третье направления связанно с религиозными концепциями изоляционизма, противопоставляемого глобализации. Изоляционизм выступает как политика, направленная на сохранение тех структур, которые, как утверждают его сторонники, должны в процессе интеграции в международное сообщество, исчезнуть. Наиболее ярким примером изоляционизма является позиция РПЦ, и в православных трактовках речь идет не столько о страхе перед утратой национально-культурной самобытности, сколько об опасении потерять политическую свободу. Т.е. такую свободу, какая возможна фактически только в системе "замкнутого государства". Другими словами, сторонники данной точки зрения выступают против неизбежного идейного и ценностного воздействия со стороны главным образом Европы. При этом они указывают на то, что современная Европа стала проводником расизма и антисемитизма, легализации сексуальных извращений в качестве жизненной и даже юридической нормы и т.п. Влияние данной позиции определяется тем, что если под изоляционизмом понимать именно неприятие этих, действительно порочных, с позиции просто культурного человека, практик и теорий, то каждый здравомыслящий человек, разумеется, будет солидарен с данным подходом. По мнению сторонников изоляционизма, Россия является своего рода православной цивилизацией, которая в противостоянии глобализации должна исполнить свой исторический долг — стать бастионом нравственности и подлинных христианских ценностей, противостоять наступлению "сатанинского" Запада и тем самым спасти мир от новой чумы. Изоляционисты считают, что глобализация приведет человечество к созданию некоего "человеческого муравейника" в виде мирового государства, в котором Россия, как и другие страны, исчезнут в пучине нового, планетарного тоталитаризма.
Исламистские концепции изоляционизма смогли реализоваться в Малайзии, закрывшей свой рынок вопреки глобалистским требованиям МВФ. Близкие к изоляционизму позиции в ряде случаев характерны и для протестантского фундаментализма США. Его представляют политики типа Джорджа Фалвелла или Патрика Бьюкенена, которые требуют закрытия границ, вывода войск с внешних баз, соблюдения чистоты христианской религии и др. Однако готовность американского общества принять подобную позицию ярко проявилась еще на президентских выборах 2000 г., когда Бьюкенен набрал 1 % голосов…
Таким образом, подобно светскому миру, который, будучи терзаем новыми политическими проблемами нового века мечется из одной крайности в другую, мир религиозный так же представляет собой лагерь весьма противоречивых взглядов на дальнейшее развитие как человечества в целом, так и отдельных государств, общностей и культур. При этом заложенный в каждой религии принцип собственной исключительности таит в себе мощный конфликтный потенциал, вносящий дисгармонию на стыке международного и межконфессионального взаимодействия.
Однако не следует забывать и о позитивном, конструктивном импульсе, сохраняемом религией в новых условиях. Если исходить из того факта, что всякое социальное действие есть субъективно осмысленное действие, ориентированное на определенные ценности, то религия представляется одним из источников и носителей ценностных установок. Она может выступать как фактор возникновения, формирования и легитимации тех или иных форм социального действия, способствовать поддержанию стабильности общества. Стабилизационная функция религии состоит в том, что, скрализуя нормы и ценности общества, она способствует установлению норм, приемлемых и полезных для данной социальной структуры и создающих предпосылки выполнения индивидом моральных обязательств. В данной связи необходимо отметить и тот факт, что в условиях социально-политического равенства и относительной стабильности религиозное население зачастую оказывается значительно более лояльно и менее склонно к радикальным действиям, нежели нерелигиозное.
Отдельно следует отметить позитивную социальную роль религиозных организаций, причем не только традиционных церквей, но и фундаменталистских. Стремительная урбанизация и беспрецедентные скорости развития, характерные для XX в., делают значительные массы людей в странах Латинской Америки, Ближнего Востока и Юго-восточной Азии доступными влиянию тоталитаризма и военных режимов, ставя их в условия нищеты, эксплуатации и экономической незащищенности. Поскольку светские правители и лидеры религиозных движений модернистского толка оказались неспособны найти пути выхода из кризисной ситуации, в локальных общинах их сменила фигура ревностно верующего пастора или имама, проповедующего ультраортодоксальные взгляды и одновременно заботящегося о благосостоянии своей паствы. В Латинской Америке христианские евангелисты проповедуют фундаменталистские идеи “второго рождения в духе”, призывая отцов к большей ответственности за свои семьи; это способствует превращению их в прочные ячейки общества, дающие людям моральную поддержку в критические периоды.
Таким образом, можно выделить две группы причин, придающих религиозной составляющей политического процесса негативную окраску. Это собственные, внутренние религиозные установки, отрицающие истинность других религий и внешние, социально-политические проблемы, в условиях которых существует религия и функционируют религиозные институты. Что касается первых, то они едва ли могут быть преодолены в обозримом будущем, хотя попытки создания синкретических религий в истории неоднократно предпринимались. Однако ни Вера Бахаи, несмотря на всю привлекательность ее толерантных основ, ни толстовство (яркие примеры таких религий) не получили сколь бы то ни было широкого распространения. (Однако такие попытки предпринимаются до сих пор – так, один из руководителей мусульманской уммы в России предложил признать концепцию единства трех Заветов – Ветхого, Нового и Третьего (Корана)). Соответственно, наиболее приемлемый для демократического сознания сценарий безболезненного взаимодействия различных культур (а глобализация делает это неизбежным) в условиях свободной и рациональной самоидентификации на наш взгляд может быть реализован в условиях светского государства и построения государственно-церковных отношений, основанных на строгом и равном отделении от государства всех существующих конфессий. Вторым существенным условием является обеспечение реальной социально-политической адаптации иммигрантов, принадлежащих к иной этнокультурной общности. Таким образом, решение прежде всего объективных социально-экономических и политических проблем может предотвратить возникновение религиозных конфликтов и направить социальную энергию конфессионального фактора в конструктивное русло.
Мне это еще выучить надо!((((
Derflinger Вещь классно сделаная... а стиль написания очень близок к тому что использую я (люблю что бы то что я написал было понятно не тока мне но и окружающим)...
В общем класс... Можешь поместить это у мя на сообществе?
Ну пожалуйста, пожалуйста... Няяяяяяяяяяяяяя
Придется разгребать обилие букафф - заранее всех жалко.